Уроки нахлыста

Я вот уже несколько лет являюсь ярым приверженцем спиннинга, прежде всего в силу его динамики и универсальности. Спиннинг – активная рыбалка, постоянный поиск рыбы (до 10 км в день пешком), многочисленные забросы (не считал, но думаю что около 500 — 1000 забросов в день) – лучшее лекарство от городской гиподинамии.
Спиннинг применим и на озерах и на больших и малых реках. При помощи спиннинга мне удавалось вылавливать тайменя с расстояния 50-70 метров на Ононе и ленка с расстояния всего в 5-8 метров на Оленгуе.
Мысли расширить свой рыболовный арсенал возникали постоянно – все время возил с собой удочки, кучу разнообразных поплавков, мушек. Но как только приезжал на водоем, сразу хотелось ЛОВИТЬ, а не заниматься освоением премудростей «другого» вида рыбалки. Поэтому в руку, как всегда ложился все тот же спиннинг, а удочки так и не вынимались из чехла. Достать их, что называется, заставила жизнь…
В прошлом году, впервые приехав на речку Большой Амалат, после нескольких дней безуспешного спиннингования, я уже было сделал риторический вывод: «Здесь рыбы нет!», как одно событие заставило меня убедиться в обратном и зачехлить спиннинг.
Я познакомился с Flash`ем – мастером верховой удочки. Я воочию пронаблюдал, как из той же – «пустой» речке выволакивались полуторакилограммовые ленки, сгибая в дугу 10 метровые удилища. Тогда я весь остаток рыбалки посвятил освоению «народного нахлыста» и добился некоторых результатов. Снасть была невероятно проста – удилище у меня было 6м, леска и мушка (или две на конце). Еще тогда я уже имел общие представления о современном нахлысте. И окрестил эту снасть «народным нахлыстом». Ведь английское название нахлыста — fly-fishing, в переводе означает рыбалка на мушку. А это была именно ловля на мушку, но самой примитивной снастью! И уже тогда я ощутил, пожалуй, главный недостаток этого способа – малое расстояние от рыбака до мушки, и необходимость использования неимоверно длинных удилищ (Flash использовал 10 метровое удилище, которое у комля уже не обхватывается целиком кистью и удержать его можно только двумя руками. На мой вопрос, зачем ему такая махина, он отвечал, что иногда и ее не хватает, чтобы достать стоящего за каким-нибудь удаленным камушком ленка). На той рыбалке я вспомнил о нахлысте современном, который при достаточных навыках позволяет забросить муху на расстояние до 30 м. и сделал для себя один вывод: «Нахлыст – это снасть для Амалата или Амалат – это речка для нахлыста». Останавливали меня лишь два факта – это многочисленные упоминания о дороговизне нахлыстовой снасти и трудоемкости освоения техники заброса и ловли.
И вот, этим летом, выкроив недельку отпуска, прикинув возможные варианты, выбрал Амалат. Вспомнив прошлогодние поездки, я вновь задумался о нахлысте и занялся его изучением.
Во-первых, снасть. Прочитав массу рекомендаций для начинающих и рассмотрев предложение в местных магазинах, я остановил свой выбор на 7 классе (есть в нахлысте специальная классификация) и приобрел следующее:
- Удилище Daiwa 3м;
- Шнур SA DT7;
- Катушка неизвестного производителя;
- Лидер;
- Три мотка типпета;
- Бэкинг;
- 5 мушек от Владимира Маркова (г. Иркутск).
Во-вторых, информация о технике заброса и ловли. Поскольку времени до отъезда оставалось мало, скачал с сайта несколько уроков из книги Х. Штайнфорта («Нахлыст от простого к сложному»), распечатал и взял с собой — на месте разберемся!
Итак, Амалат. Ввиду полного отсутствия дождей с начала лета уровень воды оказался еще меньше прошлогоднего (августа). Перейти речку вброд можно на любом перекате, но как показал прошлый год – это еще ни о чем не говорило.
В первый же день собрал удочку (хочется же ЛОВИТЬ!), прибежал на самый продуктивный (по прошлому году) перекат и выдернул трех леночков 300-500гр. Ага! Уже кое-что. Удовлетворив тем самым пресловутое «ХОЧЕТСЯ ЛОВИТЬ», на следующий день, обследовав до обеда с нулевым результатом еще два ближайших переката, после обеда достал распечатку и принялся за сборку нахлыстового «агрегата». Оказалось довольно занятно – на каждое сочленение – свой узел. Пришлось попотеть! Выглядит это примерно так (знатоки могут не читать). Удилище отличается от спиннингового, во-первых кольцами, у нахлыстового они меньшего диаметра, и похожи на развернутое проволочное кольцо, для проскальзывания шнура их достаточно. Второе отличие – это крепление катушки – оно позади рукоятки, т.е. на самом конце удилища. Дальше сама катушка – практически это самая обыкновенная инерционная катушка. В нахлысте ее значение весьма второстепенно, по сравнению со спиннингом. Практически – это хранилище шнура, ну и кое какая подмога при вываживании. Далее самое интересное: к катушке привязываем так называемый бэкинг (задник что ли) – капроновый шнур, я так думаю, может быть, обыкновенная леска. Для чего он? Во-первых, чтоб заполнить катушку, а во-вторых, для того, что уж вдруг … у вас засядет ленчище – тайменище, да как попрет в глубины водоема, чтоб было, что стравливать, т.к. длина основного шнура (главной детали нахлыстовой снасти) не превышает 25 м. После того, как мы (специальным узлом) привязали бэкинг к катушке (помните о тайменище!) мы наматываем его (метров 50 — 70 примерно). Затем мы вяжем к бэкингу собственно нахлыстовый шнур (fly line) и опять-таки – специальным узлом. Что это за зверь такой? Это как раз та деталь снасти, благодаря которой наша невесомая и соответственно, напрочь лишенная инерции мушка полетит за далекий камушек, т.е. забрасывать мы будем как раз шнур (~ диаметром 2-3 мм), а он утащит нашу мушку.
Затем (специальным узлом!) к концу шнура мы вяжем лидер. Это кусок лески длиной с удилище (2,5-3 м), имеющий коническую форму. Толстым концом привязывается к шнуру. Он является буфером между толстым шнуром (весьма заметным для рыбы) и поводком (типпетом), на котором будет привязана мушка, и играет не последнюю роль в забросе. Поскольку в процессе ловли мы будем довольно часто менять (и отрывать!) мушки, то вязать их к лидеру было бы расточительно (профессионалы улыбнутся). Ведь при каждой перевязке он будет укорачиваться и соответственно утолщаться (ведь он конический). Поэтому (и не только) существует последняя, завершающая деталь снасти – типпет. Это поводок длиной изначально около 50 см, к которому (наконец-то) вяжется муха! Уф-ф!
На сборку снасти у меня ушло около часа, с одновременным изучением всех специальных узлов. Далее прочитав пару уроков Штайнфорта, я вышел на берег и в течение часа пытался совладать с летающим шнуром, привязав вместо мухи кусочек тряпочки – именно так рекомендуют начинать профессионалы. Если следовать рекомендациям, то необходимо несколько дней подряд выходить на площадку и по два часа в день выполнять необходимые упражнения, а уже потом выходить к водоему! (Хотя вряд ли я бы смог себе это позволить – при нынешнем ритме жизни). Но я был на речке, где время имеет другую цену! Для чистоты эксперимента я привязываю мушку ценою в один доллар и через два тренировочных заброса ее лишаюсь, зацепив позади себя за камни (наказание за спешку). Но я в цейтноте! Еще чуток поупражнявшись, прихожу к выводу, что я уже способен (правильно или нет) запросить мушку в воду метров на 7-9, чего в нынешних амалатских условиях вполне достаточно. Пора на рыбалку (хочется ловить)!
И вот я, вооруженный нахлыстом, бегу на ленковый перекат, прихватив с собой удочку – на всякий случай! Добравшись до места (1 км от табора), я для начала беру удочку и вытаскиваю пару небольших леночков. Когда набеги на мушку прекратились, решаю – пора! И засвистел над головой шнур. Через несколько минут была потеряна еще одна мушка, я даже не понял в какой момент. Привязываю новую, машу, постепенно увеличивая дальность заброса, вспоминая рекомендации и делая массу ошибок. Мушка, то касается воды или берега позади меня, то запутывается вокруг узла шнур-лидер, то типпет завязывается узелками. Но все-таки мушка попадает на воду, а где-то там бродит рыба. И вот при очередном, довольно удачном забросе (метров на десять, рядом с большим камнем), сразу же после падения мушки происходит заметная поклевка ленка – подсекаю, пим и нету мушки. Нет, так дело не пойдет! Дело в том, что изначально я поставил типпет с разрывом 1,1 кг. Меняю его на другой в 4,5 кг – ну раз рыба тут такая! Продолжаю бросать, но уже смеркается, а мой ленок, видимо наколовшись напрочь, игнорирует мушку. На сегодня пора заканчивать! Да и муху видно уже с трудом. Но первый результат достигнут — была поклевка!
На следующий день бегу сюда же, но уже без удочки, ибо вчерашняя поклевка вселила уверенность в нахлыстовую снасть. Продолжаю оттачивать технику. И вот за тем же камнем следует хватка! Подсечка! Шнур натягивается, удилище сгибается дугой – сел! Спрыгиваю с камня в воду, и, подматывая шнур катушкой, держа ленка в натяге, медленно двигаюсь к берегу. Немного подержав ленка в струе, начинаю выводить на мелководье. Ленок делает отчаянный рывок и… сходит. Ё! Проверяю мушку – на месте. Уже хорошо. Значит, слабо засекся. Продолжаю – уж коли рыба есть. И вот награда – первый нахлыстовый ленок в жизни – небольшой грамм на 300 прыгает на камнях. Ну, все! Теперь держитесь.
Весь день упражняюсь – результат – 4 ленка. Специальные нахлыстовые сухие мышки от Владимира Маркова кончились – все те же зацепы за камни сзади – следствие неправильных запросов.
Удовлетворенный возвращаюсь на табор, присвоив себе звание – «нахлыстовик — чайник». Ибо рыба поймана и не одна и ничем иным, как нахлыстом при почти нулевых навыках, на второй день освоения снасти. На таборе узнаю, что приехавший утром мужик сходил днем на Джилинду (приток Амалата в 1 км от табора), вернулся к вечеру с котелком полным хариуса! Что нас весьма удивило, т.к. в устье речка отсутствовала, т.е. вообще не бежала! Оказалось, что выше в 1-1,5 км от устья она бежит небольшими струйками и буквально кишит хариусом (не крупным, но вполне «едовым»- грамм 50-100). Заинтригованные, мы планируем на завтрашний день поход на Джилинду. Дед решает взять удочку, а я, уже без толики сомнения, выбираю свой «снаряд».
На следующий день выдвигаемся часиков в 10. Как показала ленковая практика – он активно брал мушку в течение дня, утро и вечер были менее плодовитыми. Первый километр вызывает глубокие сомнения в наличии здесь рыбы. Пейзаж пустынный – россыпи валунов и редко встречающиеся лужи с цветущей водой и дохлыми гольянами! Вдруг наш взор привлекла странная белизна, вытянутая вдоль кромки сухого каменистого русла отсутствующей речки. Неужели лед?! В конце-то июля!!! Подошли поближе, и нашему изумлению не было предела – это действительно была полоска льда, шириной метра два и длиной метров двадцать. Причем это был твердый, нормальный лед, практически без признаков таяния! Побегав, покатавшись по льду, сфотографировались. Осмыслили и пришли к выводу, что это так называемые «тальцы», т.е. где-то рядом бьет источник с постоянной околонулевой температурой. В таких местах осенью вода долго не замерзает, а весной и летом долго не оттаивает.
По мере нашего удаления от устья стали появляться бегущие участки речки со струйками шириной не более метра. И в них мы заметили хариусят! Они пугались, но убегали недалеко, потому, как особо убегать – то им было некуда! Решили мы зайти километра на три выше и начать рыбалку, спускаясь назад к устью.
И вот, интенсивно атакуемые паутами, мы приступаем к рыбалке. Тактика была выбрана наипростейшая – замечаешь подходящую струйку, подходишь, смотришь, если хариус есть, отходишь на расстояние метров 5-7, чтобы сильно не пугать рыбу, и начинаешь обрабатывать струйку мушкой. Причем в этом случае Нахлыст работает практически как удочка – на коротком шнуре. В воздухе находится метра четыре шнура + лидер, поскольку больше и не нужно. Мушку я использовал сначала сухую, т.е. плавающую. Буквально через пять минут ловли был пойман первый хариус! Тоже замечательное событие! Дальше – больше! Через полчаса я просто сбился со счета!
Делал я так (пока была жива последняя сухая мушка): я забрасывал ее в гущу хариусовой стайки и, если не следовало немедленной атаки, давал ей сплавиться максимум 0,5 метра и повторял заброс. С одной струйки удавалось вытащить десяток – полтора рыбешек. Затем я перемещался на следующую подходящую струйку, а их было 2-3 на километр.
Оторвав последнюю сухую мушку, я поставил подходящую (по размерам) мокрую, т.е. тонущую и изменил тактику – немного укоротил путь свободного путешествия мушки по течению и участил забросы. Поклевку контролировал, что называется «вприглядку». Атаку можно было спокойно наблюдать под водой благодаря замечательному оптическому прибору – поляризационным очкам. Это просто настоящий рентген! Они снимают блики с поверхности воды, и становится видно все, что происходит в толще. При ловле на мушку — это незаменимая вещь и к ней очень быстро привыкаешь (один раз забыв очки на таборе, я чувствовал себя беспомощным)!
Результатом четырехчасовой рыбалки явились 2,3 кг мои (нахлыстом) и 1,5 кг у деда на удочку (поштучно не сосчитали – см. фото). Хороший получился практикум!
Пресытившись такой ловлей, и заинтригованный практически полным отсутствием боязни рыб (даже будучи напуганными резким подходом, они через несколько минут возвращались на место), следующий день я решил посвятить подводной съемке хариуса на видео! Кстати тоже впервые. Как раз перед рыбалкой я приобрел специальный кофр для своей видеокамеры (Ewa-marine — кому интересно).
Утром отправляюсь на видеосъемку, захватив нахлыстовую снасть, но уже не для ловли, а исключительно как съемочный реквизит. Пока было солнечно, мне удалось провести ряд экспериментов. Я погружал камеру и, бродя по колено в воде, наводил ее на рыб. Затем я усложнил задачу, решив заснять атаку мушки хариусом под водой. Сначала я нашел подходящее место – это была довольно глубокая (по меркам речки), медленнотекущая ямка. Эдакий аквариум! В ней было много гольяна и несколько хариусов. Я закрепил под водой включенную видеокамеру, так чтобы в её поле зрения попала еще и поверхность воды снизу. Затем я стал играть мушкой, раздражая ближайших хариусов и стараясь подвести их как можно ближе к объективу камеры. Примерно минут через пятнадцать такой игры, мне удалось спровоцировать одного, черного красавца на атаку, буквально под носом аппарата. (Кстати то, что хариусы были черные и белые, я заметил только во время съемок).
Отсняв около часа различного «материала»(хариусы плавающие, убегающие, атакующие, попадающиеся) я, чтобы избежать надвигающейся грозы, поспешил на табор, будучи «зараженным» ещё одной «болезнью».
Гроза была кратковременной. Пообедав, я отправился на «свой»перекат на Амалате. В течение часа я поймал пару леночков на 300-500 гр. Следующий час не принес ни одного намека на присутствие рыбы, и я уже собрался возвращаться. Напоследок решил обработать нижнюю часть струи, забравшись на камень, находившийся в самой её середине (из-под которого было наибольшее число поклевок). И в тот момент, когда я выпрямился в полный рост, стоя на камне, из-за тучки вышло солнце, и мои чудо-очки показали мне две неслабые ленковые спины, но кружащие в двух метрах от меня! В следующую секунду они, испугавшись моего внезапного восхождения на камень, исчезли. Но дело сделано – мой угасший рыболовный азарт воспрял из пепла! Рыба-то есть! Но почему-то не берет! И я начал интенсивно обрабатывать перекатик, лихорадочно меняя оставшиеся мушки. Зная, что рыба есть, трудно заставить себя покинуть это место, не смотря на прогрессирующую усталость и чувство голода! Минут через сорок Господь посылает мне рекордный (для этой рыбалки) экземпляр – 0,7 кг. Соблазнился ленок мушкой «под осу»(черно-желтое полосатое тельце и петушиное перо). Схватил он в конце переката на весьма дальнем забросе. Вываживание-выволакивание было судорожным. Я торопился, опасаясь схода и неумело работая катушкой (непривычно после спиннинга крутить в другую сторону). Моя спешка оказалась оправданной – уже на берегу ленок отцепился! Уф-ф! Непроизвольно выбранная тактика – держать все время в натяг и вытащить как можно быстрее оправдалась! Рекорд поставлен. Слишком насыщенным оказался день!
Вот так за одну не самую добычливую рыбалку я приобрел массу впечатлений, дебютировал сразу в двух областях человеческого безрассудства, и положил, надеюсь широкий задел на будущее. А спиннинг приехал домой так и не вынутым из чехла…
P.S. Еще более яркими впечатления от рыбалки сделали копченые ленки, жареные ленки, вареные ленки, шашлык из ленка, и вяленый хариус. И, как всегда, неповторимая природа – величественные скалы, дышащие прохладой пещеры, наглые бурундуки, норовящие чего-нибудь стянуть со стола, смелые белки, самая разнообразная хищная «авиация»выслеживающая с высоты уток с выводками, следы изюбря, моховка и красная смородина, мошка и паут меняющие друг друга, ночные купания – вот далеко не полный перечень того, что делало «фон»нашим рыбацким страстям!
0 комментариев