Рыбалка на Оленгуе

Отчеты
Оленгуй ловля хариуса
Захотелось поделиться своим и отцовским опытом такой рыбалки именно в верховьях наших таежных рек. Я — страстный поклонник рыбалки на удочку, в основном хариуса, ленка и тайменя. Начало этому положил мой отец — Павел Ефимович, покойный ныне. Он с детства, с 5 лет начал рыбачить на удочку, где-то с 1935 года.

В то время он с матерью жил на разъезде Нанагры Могочинского района, на реке Белый Урюм. В то время еще не было лески, к которой мы все привыкли, поэтому они ловили на конский волос. Ловили, в основном, ленка, хариуса и тайменя, причем ловили много, так как этим кормились, в том числе и во время войны. Постепенно он овладевал наукой ловить сначала спиннингом, затем и на кораблик. Он был ярым противником ловли рыбы сетями, бреднем и т.п. Первый раз хариуса я с ним ловил, когда у него был отпуск в 1966 или 1967 году на речке Джелонда (или правильно — Делонгда) — это приток р. Белый Урюм. Мы в то время жили с семьей на ст. Новая, отцу дали отпуск в августе и мы с ним поехали в Нанагры на поезде.

Ловили мы поверху на крючок, а нанизывали паутов, которых наловили в спичечные коробки в здании самой станции по дороге на эту речушку. Улов наш составил около 40 особей, в среднем по 350-400 граммов каждый, за день рыбалки. Это был мой первый опыт ловли хариуса.

Следующий этап был интересным. В 1975 году я демобилизовался из армии, после действительной службы и в июне 1975 г. мы рванули в верховья Оленгуя — я, отец и мой дядя Анатолий — страстный охотник и рыбак. Поехали мы за с. Ленинск Читинского района, по лесовозной, тогда еще вовсю эксплуатируемой Оленгуйским лесокомбинатом, лесовозной дороге на устье притока Оленгуя — речку Н. Иренды, которая впадает в Оленгуй где-то в 30 км от с. Ленинск. Причем отворот от лесовозной трассы находится где-то в 26 км. от с. Ленинск. Затем езда по лесной дороге 5 км, а потом бросаем машину и еще идем 5-6 км до устья.

Природа в то время там была изумительнейшая и нетронутая: скалы, нависающие над речкой, высотой до ста метров, красивые порожистые перекаты с валунами, зверья полно. Так вот, мы стремились туда для того, чтобы подготовить это место для рыбалки на постоянной основе — лет на 20.

В этот год мы построили там хорошую, теплую землянку, с железной печью, обшили досками, накрыли рубероидом и завалили землей. Землянка была построена недалеко от берега, метрах в 200 — 250 на склоне сопки, так, чтобы с тропы ее не было видно. На нее можно было нарваться лишь случайно, так хитро мы подобрали место. Можно было без проблем жить там неделю — тепло, светло. А материалы на землянку и печь отец с дядей завезли зимой по льду. От ст. Новой получается где-то 130 — 140 км.

И вот с 1975 года мы почти ежегодно ездили (на «Москвиче-412») туда рыбачить, в основном, начиная с 15 августа каждого года, втроем — вчетвером — я, отец, дядя и мой родной брат Сергей.
Сначала в первый год ловили по верху, затем навострились с поплавком, но без грузила. Обманки отец делал сам, из каплевидных мормышек. Раньше их почти не продавали, и он их лил сам, затем брал различные цветные куриные и петушиные перья и наматывал.

Уезжали мы на Оленгуй в хорошую погоду на неделю, с оружием, на всякий случай, и ловили только там — на обжитом месте. Рыбаков там никогда не встречали, один раз лишь я за 15 лет увидел охотника, он на лошади вывозил стегна зверя. Это было где-то в 1980 г.

Что интересно, ловили днем только на удочку, а стемнеет — брали спиннинги и ловили на мыша. Мыши изготовляли сами, блесны — тоже. Что интересно, на блесны днем не ловили, не знаю, почему? Днем, при ловле хариуса нередко вламывались ленки, а то и таймешата — разные, от 1 кг до 3-ех, не более. А ночью ловили каждый до 2-5 ленков, но иногда и по нулям. Всяко бывало. За неделю налавливали от 20 до 30 кг на каждого. У нас там был сделан специальный ящик для хранения рыбы, где-то на 200-250 кг. Во мху, на вечной мерзлоте, рыба хорошо сохранялась, естественно, предварительно ее чистили и солили. Но потом, через неделю, с 30-40 кг груза шли назад, конечно, очень тяжело было. Иногда выносили рыбу за два раза. Вот за отпуск успевали туда съездить 2 раза. Зимой у нас дома рыба не выводилась. Когда клев был очень хороший, я за день вылавливал до 10 — 12 кг рыбы (хариус, ленок), да и каждый из нас так. На ловлю уходили вверх и вниз по реке на 5-6 км. с ночевками около костра.

Места там, конечно, очень красивые. Медведей видели, зверей, коз неоднократно, но к охоте сильно не стремились, так как лето и мясо можно проквасить. А вот уток стреляли часто.

В 1982 году дядя уехал жить на Байкал, у нас машины не было, так мы с отцом ездили на его военном М-72 вдвоем. В 1992 году землянку у нас охотники сожгли, и жить там по неделе стало проблемно.

Последний раз мы побывали там в 2003 году — с 11 августа по 14 августа, вчетвером и об этом хочу рассказать поподробнее. Отца в 2002 году не стало, и мы поехали туда с братом и двумя друзьями на Уазике. Надо сказать, что ловля ленка из года в год там сокращалась, почему-то. Причин я не знаю, но в последние годы (1985-1990) ленок почти не ловился, а таймень — тем более. А хариуса также ловили очень много, но хариус по сравнению с экземплярами 1975-1985 года обмельчал. Видимо, все-таки причиной является вырубка леса в предыдущие годы.

Так вот, в августе 2003 г. мы, соскучившись донельзя по нашим местам, рванули туда на недельку, нимало не заботясь, что спать придется под открытым небом. Ведь тащить на себе 5 км палатку и спальники тяжеловато. Но ехали с энтузиазмом: небось не пропадем! Причем погоду ждали неделю — и вот 11-го августа выглянуло солнце и мы отчалили. Ехали через Елизаветино, затем по старой лесовозной дороге — на Сыпчегур и далее — на Ленинск. Не были на нашем месте 11 лет, поэтому отворот на старую лесную дорогу нашли едва-едва, но дорога оказалась разбитой лесовозами — это результат «работы» наших частных лесозаготовителей. Что крайне не понравилось, так это то, что эти горе лесозаготовители дошли туда, куда раньше наши леспромхозы и лесокомбинаты не совались — кругом бардак, брошенные верхушки сосен, сучья, отходы.

Но до места добрались пока вдвоем, так двое остальных были «тяжелые», т.е. с похмелья, и шли очень тяжело, причем я дважды ходил, принес все-таки второй ходкой палатку и пару спальных мешков. Расположились прямо на устье Н. Иренды, впадающей в Оленгуй. Я, конечно, не вытерпел, сразу схватился за удочку, привязал обманку (мормышку с серебряной каплей с намоткой, как у бати), поплавок и, пока мой товарищ разбирал поклажу, сделал первый заброс. Погода стояла хорошая, было тепло, светило солнце, вода была светлой и в нормальном русле. Сразу же — поклевка и я выдернул первого хариуса, граммов на 250, затем второго. В общем, раз за разом вытащил примерно одинаковых — по 200 — 250 гр. хариусов штук 6 или 7. Все, сам себе говорю, рыбалка получится и пошел разбирать вещи.

Время было где-то 17 часов, я быстро все разобрал, взял удочку, ружье и пошел вниз по Оленгую где-то с 1 км на перекат, на котором мы раньше втроем вылавливали по 4-5 кг за день, ну, естественно, уйдешь, затем опять вернешься и т.д. Выловил я за этот день до 21-00 в общей сложности около 5 кг, это штук 22-23 хариусов. У брата и одного из друзей результата не было вообще, так как они явились лишь после 21-00, едва дошли в таком разобранном состоянии, а у того, кто со мной пришел — 8 экз., так как раньше он практически не занимался такой ловлей. Но чуть потемнело, и мы с братом пошли «мышевать». «Обсмыкали» весь наш любимый «большой» перекат и — бесполезно, ленок не берет!

Назавтра погода была очень хорошая, и я за весь день поймал около 8 кг, но экз. не в пример прошлым годам — все, как на подбор — от 200 до 250 гр., редко попадется 300 гр. и еще реже на 400 гр. Раньше рыба была крупнее — от 350 до 450, а то и полкила. Брат поймал кг 6, а двое других и того меньше. Но рыба -то ловилась, я считаю нормально, и мы готовились жить там, по крайней мере, еще дней 5.

Но ночью с 12.08 на 13.08 зарядил дождь и лил сутки, почти беспрестанно, вода резко поднялась, помутнела, энтузиазм пропал и мы, посовещавшись, решили возвращаться к машине где-то в 12-00 дня. Шли тяжело, под дождем, промокли до нитки и пока ехали, дождь лил и лил. В общей сложности поймали где-то около 20 кг.

Прошло десять лет. Считаю, что в настоящее время рыбалка на нашем месте еще может быть неплохая, но естественно, хотелось бы, чтобы рыба доставалась не так тяжело — все-таки не каждого уговоришь тащиться 5 км до места.

Что касается р. Джилы, то я там рыбачил с отцом и дядей в 80-х годах. Там рыба тоже ловилась неплохо, но она была мельче, чем на Оленгуе, хотя мы там были всего лишь 3 дня.

И, тем не менее, меня и брата не пугало, что надо было ходить на наше место 4-5 км. Зато приезжаешь оттуда немного другим человеком!
  • нет

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии