Витим. Сплав Усть-Джилинда – Романовка

Отчеты
Усть-Джилинда – Романовка
Сезон: Сентябрь.

Желание попасть в верхнее течение Витима давно бередило наши сердца, но мечты и реальные возможности – вещи, как правило, не очень совместимые. И поэтому нынешний «золотой сезон» мы решили провести традиционно – спуститься на моторках к устью Конды и порыбачить одновременно на Витиме и на Конде, где, кстати, кроме ленков и тайменей в прошлые года на устье и в месте, которое мы прозвали «Партсобрание», весьма неплохо ловилась щука размером от 4 до 10 кг.

И вот, в ночь когда мы уже сидели на чемоданах, у меня дома раздался телефонный звонок. Звонили из Романовки и сообщали, что завтра утром из села Романовка до села Усть-Джилинда, что по реке примерно в двухстах пятидесяти километрах выше Романовки, отправляется трактор с телегой, который готов немного подзаработать на убитых по рыбалке прид*рках типа нас. Ну что ж, «ночь утра мудренее» — решили мы и на следующий день к обеду уже перегружали свой скарб из «санитарки» в «трактор с телегой». Мы – это Бэн, Хип и я – проверенная временем и уверенная в своих силах команда, ищущая хоть немного приключений на свои нижние части спины.

Трактором оказался обычный Т-40 на «гузках», как выражается местное население. «Гузки» — это уменьшительное от гусениц – самодельного навесного приспособления на задних колесах, напоминающего обычные гусеницы с вездехода.

«Телега», признаться, нас несколько ошарашила – это был обычный прицеп от Уазика, в котором нам втроем вместе с тремя лодками, водкой и другим неотъемлемым снаряжением предстояло трястись по бездорожью девяносто километров.

Девяносто километров – это всего-то полтора дня (или четырнадцать часов чистого хода), если не «откапываться» и не охотиться, т.е. на следующий день к вечеру, грязные и помятые, но с глухарями и тетеревами вместо тушенки, мы наконец-то (на берегу Витима!!!) приступили к процессу, который мы называем «увязываться-укладываться». Первый этап путешествия подошел к концу и, на скорую хлебнув Доширака, мы оттолкнулись с косы и стали с нетерпением ждать, когда затихнет рев трактора, который за прошедшие полтора суток стал для нас неотделимым от шума тайги.

Я бы разделил весь маршрут на пять различных участков:
  • Первый – от устья реки Джилинда до устья реки Алянга;
  • Второй – Зазинские щеки (до выхода из урочища Щеки, которое заканчивается так называемым Сиговым плесом;
  • Третий – Зазинская долина – от Сигового плеса до устья реки Джергалан;
  • Четвертый – от Джергалана до Байсанских порогов;
  • Пятый – от урочища Скалы Байса до Романовки.

Начнем по порядку.

Витим река
Участок первый: Витим в этих местах протекает по достаточно обширной долине, поэтому перекаты, как правило, мелкие и широкие, конечно когда река в русле. Дно, как и положено на Витиме, почти везде твердое и состоит из мелкого и среднего гладкого галечника, так что на резинках идти – отдых, если не считать, конечно, плесов, которых на этом участке пожалуй 80 процентов. Одним словом – есть где лопатки размять, а вот с адреналином скудно. В первый день прошли буквально километров пять, т.к. «толчок от косы» произошел одновременно с тем, как солнце скрылось за сопками. Спиннинги успели только чуть-чуть замочить, но, несмотря на сумерки, уже не безрезультатно: в устье Джилинды была поклевка некрупного ленка, которая, несмотря на сход, после трактора с телегой воспринялась как первая в жизни! Второй день должен был показать, правильно ли мы определили начало сезона охоты на лососей. Наутро обстоятельства ловли прояснились: уровень реки был ниже среднего и прозрачность воды была выше всяких похвал. Первая половина дня прошла без особых событий, а вот ближе к вечеру ленок весьма разыгрался, причем основная масса поклевок приходилась на плесы – видимо температура воды была уже достаточно низкой. За день было выловлено около шестидесяти особей и единственный минус был в том, что все это были «беляки», средний вес которых составлял примерно 600 гр. К позднему вечеру дотянули до устья реки Киджимит, где и остановились на две ночевки в надежде поймать там настоящих, черных ленков.

Киджимит – это достаточно быстрый и мощный (по верхне-витимским масштабам) правосторонний приток Витима – несмотря на низкий уровень воды, мы нашли только один проходной для забродных сапог перекат, хотя на протяжении шести исследованных нами километров их, наверное, около пятнадцати. Наши надежды попасть на осенний спад рыбы с нерестовой реки не оправдались, но тем не менее Киджимит нас весьма порадовал: за день было выловлено около тридцати ленков и тайменей средним весом от кило до кило двести. Самый крупный ленок на Киджимите был пойман Хипом и весил 1800 гр, хотя и он, и я видели в плесе несколько экземпляров килограмм по шесть, но наши снасти оказались для них не интересными: видимо ночью объелись мышей. Кстати говоря, именно здесь я (наконец-то!) дебютировал в таких приманках, как Rapala Jointed и Night Walker, причем на последнего ловил в сумерках и подробно пронаблюдал весь процесс поклевки – хоть и экземпляры килограммовые, а кайф незабываемый! В общем речка эта красивая, перспективная и интересная как для спиннинга, так и для нахлыста – летом надо будет обязательно сюда наведаться.

До устья реки Алянга шли еще два дня. Видимо наступило «бабье лето», т.к. в обеденные часы в лодке можно было даже загорать. Рыба клевала подстать погоде, т.е. ловилось не много, но стабильно, причем калибр трофеев уже ничуть не уступал Киджимитовскому.

Участок второй: Как только прошли Алянгу, сразу ниже устья поймали пару тайменей килограмма по полтора, но не успели поделиться впечатлениями, т.к. долина реки вдруг сразу сузилась, перекаты «погрубели» и рыбалка началась такая, что стало не до разговоров. На такую активность ленка до этого никто из команды никогда не попадал: поклевки следовали одна за другой. Брал он и над перекатами, и в перекатах, и в пенистых ямах под ними. Плесов в этих местах почти не наблюдается, что создает идеальные условия для охоты на лососей спиннингом. Каждому перекату, как правило в мелкую и среднюю воду, сопутствует широкая открытая коса – великолепные возможности для нахлыста, причем у меня закралось такое подозрение, что часть популяции ленка (черного!) здесь проводит все лето, т.к. вследствие своего бурного характера на этом участке река богата кислородом даже в июльский зной. Буквально часа за полтора каждый из нас поймал штук по двадцать мерных «полторашных» ленков, а некоторые экземпляры оттягивали стрелку безмена до отметки два килограмма. Затаборились на террасе между двумя перекатами, где в сумерках «мышканули» еще по паре двухкилограммовых тайменей и ленков, причем одинаково успешно ловилось как на Night Walker`a, так и на классического мыша.

К ночи погода испортилась, а вместе с ней и рыбалка. Подул пронизывающий ветер и по воде потянуло листву, поэтому весь следующий день плотно махали веслами (благо, что по ветру) и к вечеру были уже километрах в пятнадцати ниже по течению от метеостанции Усть-Заза.

Третий участок: Начиная с Сигового плеса сжимающие русло скалы раздвигаются и Витим выходит в долину реки Заза. Здесь он по характеру напоминает первый участок маршрута, разве что чуть-чуть полноводнее. Черных ленков сменяют белячки по 700 – 900 гр. и по сравнению с Зазинскими Щеками нам кажется, что рыбы здесь нет вообще, но вечером видно, что это совсем не так: у каждого в лодке прибавилось веса килограмм по семь-восемь, хотя мелких (до семисот граммов) ленков, так же как и тайменей, отпускали. С точки зрения спортивного интереса этот участок не очень привлекателен – перекаты здесь короткие и достаточно вялые, а расстояния между ними местами доходят до трех километров.

Четвертый участок: От устья реки Джергалан Витим опять зажимают скалистые увалы и шум перекатов не успевает стихать, да и по характеру они здесь такие же, как в Щеках: сплошь и рядом плитняк да обломки скал, так что гляди, что называется, в оба. Тайменя здесь больше, чем нам встречалось выше, и хотя выдающихся экземпляров нам поймать не довелось, трехкилограммовые красавцы заставили подпрягаться не только снасти, но и нервы, тем более что ловить приходилось с дрейфующей по струе лодки, а большинство поклевок случалось как раз перед тем, как входить в перекат. Именно по этой причине вываживание приходилось форсировать, что и привело в нескольких случаях к потере приманки. Но большую опасность для приманки являло собой скалистое дно Витима – при зацепе на сильной струе над перекатом выгрести против течения и отцепиться не было практически ни одного шанса: таким способом на протяжении сплава в Витиме нами похоронен не один Blue Fox и Mepps, а также с десяток «чертей» и воблеров.

В конце четвертого участка нас с глухим рокотом поджидали легендарные (на местном, конечно, уровне) Байсанские пороги. Их три и расположены они на расстоянии примерно в 300-400 метров друг от друга. В связи с такой близостью в большую воду они не разделяются между собой, сливаясь в один бурлящий поток протяженностью 1,5 километра. В этом случае лучше проходить их по малому радиусу и не лезть в вал, хотя если вдруг и снесет немного к центру, то ничего страшного – главное не оказаться на внешнем радиусе, а то придется прыгать с высоты 4-5 метров, причем не на воду, а на каменную гряду, напоминающую собой зубы гигантской рептилии. В этом случае купание неизбежно и чревато потерей снаряжения, а то и летальным исходом. В малую и среднюю воду верхний порог можно пройти либо по центру, либо по правому краю, причем в обоих случаях придется полавировать, чтобы не сесть на камни, благо скорость течения здесь небольшая. Второй порог представляет из себя наибольшую опасность на протяжении, пожалуй, всего маршрута. Здесь нужно обязательно прошвырнуться по берегу и хорошенько осмотреться, т.к. относительно безопасный проход только один и чтобы в него угадать, нужно правильно выполнить вход, т.к. вследствие большой скорости течения маневрировать позже будет почти невозможно. Третий порог больше похож на перекат и не представляет для прохождения никаких сложностей (по крайней мере в малую воду).

Пятый участок: Далее Витим становится относительно спокойным, хотя не таким «болотистым», как на первом и третьем участках: достаточно выраженные перекаты с отличными косами и приямками расположены друг за другом по 2 – 3 шт., затем, как правило, следует плес протяженностью 1-2 (реже три) километра. Рыбалка здесь более вялая, чем на предыдущих участках, что может быть обусловлено большим прессингом со стороны Романовских рыбаков, которые на моторках поднимаются вплоть до урочища Скалы Байса, хотя может и наша команда не достаточно активно облавливала этот участок – все уже насытили свои рыбацкие аппетиты да и пора было поторапливаться домой, поэтому больше налегали на весла, чем на катушки. Ниже долины реки Бутуй начинает попадаться некрупная щука – вследствие обмеления и потепления Витима в последние годы она прочно заняла свою нишу и ее ареал значительно расширился. Недалеко от Романовки есть еще один «достойный» перекат, которого нет на карте и который местные называют «Борона». Опасности для резиновых лодок он не представляет, хотя, когда летишь вниз по двухметровым волнам, нервная система не может остаться безучастной.

Оценки итогов поездки оказались не очень высоки, т.к. основной целью в душе каждого из нас был поимка трофейного экземпляра тайменя или, на худой случай, ленка, что не случилось прежде всего по причине нехватки времени: ловить приходилось «между делом» с лодки и поэтому перспективные места не были обработаны должным образом, а нахрапом поймать крупный экземпляр удается очень редко, почти никогда. Но тем не менее, удовлетворение от путешествия было получено: каждым из нас было выловлено не менее 110 ленков (если не считать тайменей и выпущенных «маломерок»), хотя самое главное – это все-таки общение с тайгой: немного мест сохранилось в нашем цивилизованном мире, где вы найдете такой воздух и такие пейзажи.

Так же рекомендуем вам посетить базы отдыха в горном Алтае. Подробнее о них посмотрите по ссылке.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии