Ловля тайменя - снасти и техника лова

Отчеты
Таймень рыбалка
Река Онон, район села Ульхун-Партия. Приближались очередные выходные, и, как всегда ребром вставал вопрос: куда поедем? После недолгих размышлений выбрали Онон, так как в нашем распоряжении было всего четыре дня (жертвуем еще двумя рабочими днями), это был самый оптимальный вариант. (300 км в один конец, дорога — асфальт, да и в прошлые годы начало сентября на Ононе давало неплохой улов.) Кроме того, Онон всегда интригует высокой вероятностью поимки немаленького тайменя.

Вообще, Онон является одной из самых рыбных рек Читинской области, расположенных в пределах автомобильной досягаемости. Здесь можно поймать тайменя, ленка, налима, щуку, сома, краснопера (амурский жерех), коня-губаря, сазана, чебака, карася. Из них на спиннинг ловятся таймень, ленок, щука, краснопер, иногда сом и на небольшие блесны – чебак.

Итак, наша цель – Онон. В команде Лендер, Леха, Слава, я – заядлые спиннингисты, и Сергеич – предпочитает более оседлый вид рыбалки – ставные сети.

Для дислокации выбрали место, которое у местных называется «Типун», расположено оно в 15 км от села Нарасун, не доезжая километров 10 до Ульхун-Партии.

Тактику рыбалки выбираем следующую: двоих завозим на машине до Ульхун-Партии и они сплавом возвращаются на табор, двое идут пешком вниз по Онону и пешком же возвращаются, ну а Сергеич остается на таборе и занимается своими удочками «в клеточку».

Вообще, сплав – это самый продуктивный способ спиннинговой рыбалки на реках класса Ингоды и Онона. Поясню свою мысль. Скажите, каким другим способом вы за день сможете детально обловить участок реки длинной в 10-15 км. На сплаве вы реально изучите рельеф дна, и прочувствуете реку по всему фарватеру. При этом вы тратите гораздо меньше калорий впустую – на преодоление беспонтовых (ну как еще сказать?) участков реки. Есть два вида сплавной рыбалки: первый, когда у вас нет базы (табора с автомобилями), т.е. вас привезли, выбросили, и где-то, когда-то заберут. Вы свободны?! Но вашу свободу ограничивает время. Вам нужно в назначенный срок быть в назначенном месте. Соответственно требуется точный расчет по всему маршруту. А гнать, что есть силы, мимо стопроцентно рыбных мест, чтобы вовремя успеть к пункту назначения, — нет хуже издевательства над душой истинного рыболова!

Второй тип сплава — это, когда в конечном пункте вашего плавания, вас никто не ждет (не в общечеловеческом смысле, естественно ), кроме вашего автомобиля, находящегося под присмотром. Это – супер! Нет ограничений по времени, есть возможность задержаться на хорошем месте подольше, и опоздание на сутки — двое не грозит вам ни чьими восьмиэтажными матами – истинная свобода!

Первый тип сплава мы используем тогда, когда второй просто невозможен. И как следствие, — совет: всегда организуйте ваш сплав, так, чтобы плыть к базе, а не от нее, (банально, блин, но — правда!).

Именно так мы и спланировали свою поездку на Онон. Первая машина (Mitsubishi RVR) ушла в четверг вечером. Экипаж – Лендер, Слава и Леха. Причем Лендер, уезжая, позвонил мне на мобильник и объяснил дорогу: «Увидишь ферму, сворачивай налево, потом когда дорога свернет обратно к трассе, ищи неприметный поворот налево в кусты, я там знак поставлю». И это описание отворота с трассы, находящегося за 300 км от города!!! Да ладно, найдем – не впервой. И нашли...- два часа ночи (выехали мы с Сергеичем на Ниве в пятницу вечером). Правда, по отвороту возле фермы вместо двух, обещанных оказалось километров семь, так и ехали все семь километров вдоль реки, где по дороге, где по целяку. А «знак» стоял – дорога просто была перегорожена конструкцией из толстенных палок. Ну, слава Богу, добрались. Табор был погружен в глубокий сон. О глубине сна однозначно повествовали пустые образцы стеклянной упаковки, валяющиеся вокруг костра.

На утро, расспросив мужиков о вчерашнем дне, мы выяснили, что они сплавлялись на участке от деревни Ульхун-Партия до табора (около 10 км по реке). Улов составлял по нескольку небольших ленков. Но у Лехи в устье одной речки — боковушки сошел таймень (разогнулся карабин – застежка). Решаем идти на сплав со Славой, а Леха с Лендером пойдут вниз по Онону по противоположной стороне.

Сплав начался. Работаем с лодки, на мелких шиверах выходим на берег и бросаем с берега. Безрезультатно. Погода солнечная, тепло, да и вода для сентября не достаточно холодная. Доплыли до устья речки, где ранее был сход у Лехи, прокидали – пусто. Чуть дальше вытаскиваю краснопера (амурский красноперый жерех) на 1,2 кг. Ну, это вообще не противник. Странная рыба – при вываживании, ВООБЩЕ не оказывает сопротивления! Тащишь, как будто пучок травы.

Плывем дальше. Перед устьем Верхней Харалги (местные называют Каралга) опять начинаем работать с берега. Причем лодку привязываем фалом к поясу, и она потихоньку чалится за нами – течение у берега слабое. Очень удобно — весь скарб в лодке, а ты идешь налегке и спокойно бросаешь спиннинг, и при этом, все под рукой.

Недалеко до устья Каралги у меня садиться ленок, взял далеко, почти на середине реки. Пытаюсь вываживать, но рыба оказывает ожесточенное сопротивление и при выводе на мелководье – сход… Единственная поклевка почти за два часа и на тебе! Ну да ладно, идем дальше. Последняя шивера перед устьем, замечаем в кустах дымок, слышатся разговоры и собачий лай, как оказалось потом – местные БОМЖи (даже в деревнях бывают). И вот в тот момент, когда я поравнялся с их табором, блесна метров за пятнадцать до берега мертво останавливается. Секунды и леска плавно начинает уходить в сторону против течения. Есть!!! Спиннинг — дугой. Застрекотал фрикцион катушки, запела тетивой леска – нет звуков приятнее и волнительнее для спиннингиста! Резко повысилось содержание адреналина в крови, стал слышен стук собственного сердца, и появились подозрительные вибрации в области коленных суставов. (Собственно ради этого состояния и любим рыбалку). Через минуту (хотя в таком напряжении, временные оценки могут быть неадекватны) противник блеснул боком на поверхности воды – таймень! Хотя это было понятно уже при поклевке.

Таймень практически любого размера берет блесну спокойно, глухо, что ли – бац, и встала леска. Первая мысль всегда – зацеп! Секунду, две, три – никаких движений. А потом туго, с натягом «коряга» начинает двигаться, причем, как правило – против течения.

Вот тут, главное не потерять контроль и не ошибиться.

Первое — фрикцион должен быть настроен так, чтобы если потянуть леску, взявшись за блесну, под углом 90 градусов по отношению к удилищу, стравливание лески происходило при сгибании удилища на угол 30-45 градусов (зависит от строя удилища). Не стоит проверять правильность настройки фрикциона, потянув за леску сразу возле катушки (так как не учитывается трение лески о кольца и особенно тюльпан, ведь в нем вектор силы значительно меняет угол). Для засечки такой настрой фрикциона вполне достаточен, к тому же таймень способствует засечке силой челюстей.

Второе – не торопится вытащить тайменя, не то, что на берег, а даже на мелководье! Его следует удерживать на достаточной глубине, на постоянно натянутой леске. Этого как раз и добиваемся ослабленным фрикционом. Меняя угол удилища можно добиться такого соотношения усилий, что, вращая катушку, постоянно слышим стрекотание фрикциона, а рыба остается практически на месте! Ну и при этом адекватно реагируем на возможные выпады противника, сдерживая его порывы выкачивающими движениями удилища и одновременной работой катушки. Таймень устает достаточно быстро (в зависимости от веса, конечно, скажем, тайменям до 5 кг хватает 5-10 минут). Верным признаком усталости тайменя являются попытки развернуться по течению и всплывания на поверхность. В эти моменты необходимо не давать ему отдохнуть, и подтаскивать выкачивающими движениями удилища. На берегу располагайтесь так, чтобы находиться напротив рыбы или чуть выше по течению. Если рыба уходит далеко вниз, работая удилищем, идите по направлению к рыбе, компенсируя усилия постоянно натянутой леской. Когда вы увидели признаки сильной усталости – заваливание на бок, приступайте к вытаскиванию тайменя на берег. Это лучше делать на мелководье. Выкачивающими движениями удилища, быстро подводите рыбу головой к берегу и, обойдя сзади, свободной рукой попытайтесь ухватить рыбу за ствол хвоста (если не получилось, действуйте по обстановке).

Почему нецелесообразно сразу выводить противника к берегу? Дело в том, что полный сил таймень, попав в мелководье, впадает в панику и начинает яростно сопротивляться: неистово мотать головой, и выписывать умопомрачительные пируэты, задевая при этом дно и камни. Все это чревато сходом, и, как следствие, физическими травмами рыбы и психологическими — рыболова.

Теперь, перед тем, как вываживать своего тайменя дальше, я поделюсь с вами мыслями о характере этой рыбы, как противника на другом конце каната под названием: «леска».

Как я уже заметил, таймень сдается относительно быстро. Относительно чего или кого? Рассмотрим второго (по престижности) претендента – ленка. Так вот, если взять ленка и тайменя одного веса (скажем – 2,5 кг). О-о-о-о!!! Таймень выйдет как бревнышко, и глазом моргнуть не успеете. А ленок – с самого начала и до самого конца – битва!!! Как Майк Тайсон! Причем, он никогда не завалится на бок! (по крайней мере, я не видел). Все это связано с образом жизни рыбы. Ареал обитания ленка по течению рек – гораздо выше, чем у тайменя. Крутые перекаты и пороги все это — уже не для тайменя. Если река представляет собой сплошной перекат, то чем выше по течению и чем меньше больших, глубоких ям, тем меньше там тайменя. Ну, тяжело ему в таких условиях, ямку тихую ему надо обязательно, и побольше, и поглубже! А ленок! Да ему раздолье. Даже килограммового, напрягшегося ленка согнуть руками практически невозможно – это сплошной мускул, как пружина. Ведь он преодолевает любые пороги и перекаты, спокойно стоит и охотится в самых мощных струях. К тому же у него есть враг – таймень, где-то щука, который заставляет постоянно чувствовать опасность.

Особенность поведения тайменя на крючке, я называю «комплексом отсутствия врагов». Таймень как бы некоторое время не чувствует опасности и пытается справиться силой с неукротимой железкой. И только, начиная уставать, или не по собственной воле оказавшись на мелководье и, увидев рыболова, начинает предпринимать отчаянные попытки освободится. Как будто до него доходит, что не он, оказывается, самый сильный. Что, вот есть кто-то, с кем ранее не приходилось встречаться, и этот кто-то явно сильнее.

Итак, продолжаем вываживать нашего тайменя. Он уже показал нам бок. Стоит параллельно берегу прямо напротив меня, метрах в десяти, делая нерешительные попытки сделать рывок. Его медленно сносит течением. Я следую за ним по берегу, так, что наше положение относительно друг друга не меняется. Таймень постепенно приближается к берегу. И вот в самый кульминационный момент, когда мой противник стал предпринимать более серьезные попытки к сопротивлению, собачонка бомжей, прибежала на шум и стала истерично гавкать у меня за спиной, пытаясь при этом схватить меня за сапог. Представляете картину?!!! У меня в руках спиннинг, в воде на леске брыкается таймень (блесенка совсем маленькая), а я ногами отгоняю шавку. Я ору: «Убери собаку! Если таймень сойдет, я ей и вам...», и еще восемь этажей. Главарь банды собаку оттащил, и бомжики стали далее наблюдать за процессом. Спустя пару минут выволакиваю рыбину на берег. Слава уже рядом. Отцепляю блесну, взвешиваю – 3,5 кг, и тащу тайменя в воду. Публика удивленно спрашивает Славу: «А чо это он делает-то?». «Отпускает». «Зачем?». «Так, мало его осталось». «А-а, понятно». И, на удивление, тот факт, что рыба будет отпущена, вызвал среди них неподдельное понимание. Откачивать трофей пришлось недолго, минут пять.

Держим за хвост, ставим головой против течения, и возвратно-поступательными движениями, вентилируем жабры, добиваясь уверенного дыхания (видно по движениям жаберных крышек). Периодически ослабляя руку, проверяем, способна ли рыба удерживать вертикальное положение, не заваливаясь на бок.

Повторяем искусственное дыхание. Если при очередной проверке, рыба делает не уверенные попытки самостоятельно плыть – дело сделано! Отпускаем руку. Таймень некоторое время стоит рядом, самостоятельно удерживаясь в струе. И все, пошел, пошел. Удачи!

Blue Fox VSS1
Для интересующихся снастью – леска 0,27, блесна Blue Fox VSS1 SH новой серии – отлично зарекомендовала себя на Оленгуе при ловле ленка.

Ну, теперь, наслаждаясь остатками адреналина, перекуриваем, перекусываем, отмечаем удачу глотком огненной воды, и дальше. Больше в этот день я ничего не поймал. Слава ближе к табору вытащил еще пару небольших леночков. Леха с Лендером уже вернулись. Их дневной результат – шесть ленков не более полукилограмма. Вечером, обсуждая, результаты рыбалки, делаем вывод, что ленка в Ононе нет – еще рано. Значит он все еще в боковых речках. Решаем на следующий день проверить предположение, уехав по Верхней Харалге километров на двадцать.

Утром выезжаем. Едем вверх по реке, до тех пор, пока хватает терпения. Дорога проселочная, периодически попадаются броды через ручьи, каменные россыпи – но все это для Нивы не проблема. Где-то там, дальше, есть кедрач. По дороге замечаем рябчиков, и начинаем гонятся за ними по лесу. Добываем трех штук — двоих я, и одного – Лендер. Наконец проезжаем последний брод через саму Харалгу, бросаем машину, достаем, кто спиннинг, кто удочки и начинаем поход вверх по речке. Речка представляет собой типовой забайкальский вариант – то, что мы называем «боковушка». Истоки в хребтах, небольшая долина, средняя ширина метра два-три, средняя глубина не более метра, обильное наличие лесных завалов, имеются небольшие ямки, скальные прижимы, вода кристально чистая – эдакий ленково-хариузовый рай. Первым ушел Лендер со спиннингом. Когда мы его нагнали, он уже изловил типичного короткорылого ленька грамм на 700. Причем, по его словам, бросал в ямке 2 м шириной под корягу, а он из-под нее и выскочил. Особенностью ловли на таких речках является, то, что мест, где можно ювелирно бросить спиннинг по одному на полкилометра. К ловле удочками мы были совсем не готовы – только верховые мушки, никаких червей и пр. На верховую ленок брать явно не хотел, видимо поздновато уже, да и как показало вскрытие, ленки были до отказа набиты ручейником, которым было буквально усыпано все дно Каралги. В итоге результативным оказался только спиннинг. Пройдя по реке в общей сложности километра три, мы отловили четырех ленков. Ленки были крупнее ононских. Таким образом, наше предположение подтвердилось – рыба не торопилась валиться в Онон. Но на детальное исследование речки у нас просто не было времени. Получив удовлетворение от удачной разведки, охоты, от красоты самой речки возвращаемся на табор.

Воскресенье. Вечер. Леха с Лендером уехали – им в понедельник на работу. Костер. Едим жареных коней (конь-губарь), которых изловил сетями Сергеич. Обсуждаем план на завтра. Нам со Славой, как приверженцам спиннинга, конечно, хочется на сплав. Вся беда в том, что Сергеич водил машину последний раз лет двадцать пять назад и прав у него никогда не было. Мы со Славой начинаем напрямую: «Ну, что, Сергеич, увезешь нас завтра в Ульхун-Партию?». «Да ну, на х.., вы чо?». «Так больше некому, да и тут всего километров десять». И Сергеич понял безвыходность своего положения. Маршрут заброски предстоял следующий: два километра до трассы по грунтовой дороге, затем километров пять-шесть по трассе (асфальт), и опять километра два по отвороту к реке – всего десять километров. Сергеич впал в глубокие раздумья, и за вечер мы эту тему больше не затрагивали.

Утром мы встаем и со Славой начинаем, как ни в чем не бывало, собираться на сплав. Сергеич молчит. Задаем вопрос в лоб: «Ну, что, Сергеич, поедем?». «Поедем» -, то ли с желанием, то ли с неохотой ответил тесть. «Ничего-о, пока доедем до трассы, научишься» — говорю ему я – «Я тебе пониженную включу, на ней можно хоть с четвертой трогаться». И он поехал. Не проехав и километр, говорит: «Все! Я понял, дальше езжай сам». Ну, понял, так понял. Доехали до места, высадились. Развернул тестю машину, включил пониженную, и он, тронувшись со второго раза, скрылся в зарослях ивы… А мы плюхнулись в лодку и поехали (думаете, скажу: «поплыли», ан нет) по реке!

Мы полностью повторили маршрут. На этот раз фортуна, улыбнулась Славе! В устье той речки, где у Лехи до этого был сход, у Славы взялся таймень на 4,2 кг. Слава успешно справился с вываживанием, учитывая то, что к нему была привязана лодка. Картина была впечатляющая: Слава пятится задом по шивере, за ним на леске не берег выезжает таймень, а рядом с ним на веревке выезжает резиновая лодка! (Ну, свои переживания Слава, я думаю, опишет сам.) Я скажу лишь, что блесна у него была Blue Fox №3 черная с желтыми точками.

Дальнейший сплав не приносил ничего, кроме тревоги за тестя. Как доехал? К концу дня тревога достигла апогея, и я, оставив Славу прокидывать последнюю шиверу, ходом поехал на табор. Машина стояла на таборе, тесть возился у костра. Слава Богу! Увидев меня, тесть с гордым видом показал пальцем на машину, и не менее гордо спросил: «Ну, как я поставил машину?». «Отлично!». Ну, теперь можно расслабится, отдохнуть, посидеть у костра, пошвыркать чайку, делясь впечатлениями от пойманных тайменей. Завтра домой.

Наутро, мы со Славой решили до обеда прокидать с берега участок ниже табора. Прошли около полутора километров – безрезультатно. Погода сильно испортилась – поднялся сильный ветер, похолодало. Блесну при забросе практически возвращало ветром назад. Решили возвращаться. На обратном пути встретили местного мужичка – смотрителя небольшой фермы, расположенной на противоположной стороне Онона. Сели перекурить, и, как всегда, я задал вопрос: «Ну, что видал больших тайменей в этом году?». Сергей, угостившись сигареткой, стал охотно рассказывать. Рассказал о том, как летом поймал в сети двух сразу 10 и 12 кг. Потом, как летом, в яме напротив фирмы поселился «добрый таймень – килограмм за двадцать». «Чабака как начнет гонять! Только хвостом из воды – что лопата. Потом ушел, може поймал хто? Но у нас на блесны мало кто ловит, да и леску хорошую надо, а сеть такой порвет в лохмотья!». «А мелкие, кило по два-три, постоянно попадают». Эти рассказы отогрели нам души. Осознав, что наши таймени, это так – мальки, мы пошли собираться домой, с твердым желанием вернуться сюда этой осенью еще раз.

Читайте продолжение

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.