Рыболовные приманки из съедобной резины

Речь пойдёт о съедобной резине повышенной проходимости в форме червей, раков, ящериц и прочей живности.
Очень узкий раздел условно джиговой спиннинговой ловли. Но мы его ещё более сузим, выбросив такой огромный пласт как ловля басcа, оставив привычную нам ловлю щуки и окуня. А ведь именно для ловли басса и были придуманы эти чудо — приманки. Я очень долгое время принципиально игнорировал их. Съедобная резина, гелевые ароматизаторы для хищника – всё это казалось мне лишним в динамичной спиннинговой ловле.
Применительно к поплавочной ловле задействовать такой орган как вкусовые и обонятельные рецепторы – это нормально и в порядке вещей. Там приманка относительно статична и рыба имеет возможность «обнюхать» и «посмаковать» предложенную ей насадку, в недрах которой спрятан острый крючок. Или добавить немножко «пахучки» в прикормку для привлечения издалека и удержания на месте крупного леща (да, и не только леща) — это я то же считал в порядке вещей. Но в спиннинге, с его постоянными сменами направлений забросов и более-менее динамичным перемещением приманки в пространстве, добавлять ещё и вкусовую привлекательность к визуальным и акустическим раздражителям я считал излишним и не нужным. Так продолжалось какое-то время пока с возросшим рыболовным прессингом на водоёмах количественные и качественные результаты моих рыбалок заставили задуматься о пересмотре проверенных постулатов. Принцип «кидай – крути, и количество перейдёт в качество» стал отходить на второй план, уступив место вдумчивой и неспешной ловле, где каждый заброс был направлен в определённое место с определённой целью. Поклёвка ожидалась как чудо уже не на всём протяжении проводки, а предполагалась как закономерность на каком-то определённом её участке. Приходил опыт и чувство приманки. Такие понятия как «вектор заброса», «темп проводки», «угол атаки» и «чувство приманки» стали нормой, и уже отталкиваясь от них, стал выверяться каждый заброс.
Стала ловить не приманка, а проводка, способ подачи приманки. А сама приманка перешла в разряд удобного вспомогательного средства, при помощи которого тем или иным способом стали суммироваться определённые раздражители, которые в свою очередь, по моему мнению, должны были в конкретном месте быть привлекательными в определённый момент для хищной и полухищной рыбы. Проще говоря, должны были спровоцировать поклёвку, реализовать которую было делом простым. Как оказалось не всякая поклёвка — это результативная подсечка. При ловле на всякого рода резину дело иногда заканчивалось простым контактом зубов и силикона, но не челюсти и крючка! И на это «иногда» порой приходилось до половины (и более) поклёвок за рыбалку. Виной тому были и всякого рода незацепляющиеся (в том числе и за рыбу) хитроумные монтажи и приманки для ловли в сложных местах (коряги, заросшие водной растительностью заливы и тп). А как хотелось, чтобы рыба ещё чуть-чуть (хотя бы секундочку!) подержала приманку в зубах, а не куснув её сразу же выплёвыала. Такое часто происходит при ловле в ветер среди коряг или травы, когда подсекать при малейшем контакте приманки с чем-либо неопознаным глупо (потому что слишком часто). А отличить в доли секунды куст травы или корягу от поклёвки бывает очень сложно. Вот тут-то я и призвал на помощь, залежавшуюся в рыболовном ящике съедобную (а не ароматизированную!) резину в форме жирных червей – выползков и пиявок.

Почему именно червей из съедобной резины? Всё очень просто, ловля велась летом на поросших донной водной растительностью подводных «столах» или как их ещё называют «усухах», и предполагался полностью не зацепляющийся монтаж с применением грузила пули («техас» и «каролина») и офсетных крючков. Волевым усилием я просто оставил все остальные приманки на берегу, а в лодку погрузил условно «съедобных» червячков и всевозможные материалы для разных типов монтажа. Для начала я не стал особо извращаться и применил техасскую оснастку со скользящей пулей, чем проще — тем лучше. Жало крючка спрятал в специальной выемке на толстеньком теле пиявки и приступил к ловле. На первой же проводке я ощутил серию тычков, а потом и чёткую уверенную поклёвку. Результатом которой явилась зубастая разбойница около полутора килограммов веса. Крючок сидел глубоко в глотке, для его извлечения мне потребовался зевник! Скажу честно, этим аксессуаром я не пользовался уже лет пять. А серия тычков оказалась не чем иным, как попытками щуки «прожевать» аппетитного червячка. Это я определил по характерным порезам на силиконе. Не смотря на полученные травмы его можно было отправлять в следующий рейс за щукой, слегка поправив на крючке. При всей её эластичности от щучьих зубов она пострадала минимально. Хотя чему там страдать, перекушен пополам он не был и поэтому был вполне функционален.

Кто-то может задать вполне резонный вопрос, почему подсечка не последовала при первом же контакте с приманкой? Всё дело в том, что это как раз и были идеальные условия для ловли именно этим типом приманок: ловля с лодки, обширное заросшее мелководье, сильный ветер и высокая волна. Не очень приятная ситуация для рыбалки! А если ещё учесть, что вся щука стояла возле дна в траве и была весьма пассивной, то использование этого варианта было вполне оправдано. С любым другим типом приманок и, соответственно, типом её подачи было бы всё намного сложнее. Но с подобным типом монтажа всё продвигалось довольно-таки гладко. После заброса приманки я давал ей опуститься до дна, а проводку осуществлял практически только удилищем. Лёгким рывком срывал «пиявочку» со дна, затем короткими подёргиваниями заставлял «трепетать и извиваться» в придонном слое, не обращая внимания на заросли травы и редкие коряжины. Проходимость у такого монтажа практически стопроцентная, поэтому зацепов я не опасался. Контакт с водорослями чётко передавался через шнур на пальцы, но он был практически постоянным. Поэтому на распознавание поклёвки требовалось некоторое время. Вот тут-то выручала съедобность резины: после контакта щуки с приманкой свободно скользящее грузило падало по леске вниз, а приманка оставалась в зубах у хищницы. Естественно хищница подвоха не замечала и начинала заглатывать приманку. Вот тут то и следовала подсечка! В условиях сильного ветра и высокой волны такой подход срабатывал безотказно. Можно конечно было пойти и другим путём и пробовать подсекать при каждом намёке на поклёвку, но что, же тогда было бы с проводкой? При таких частых (пусть и лёгких) подсечках практически невесомый «червячок» моментально покидал бы придонный слой и вряд ли бы заинтересовал пассивную щуку своей, через чур, активной игрой и слишком высокими «прыжками». Таки образом получалось вполне естественное движение потенциального пищевого объекта, подходящего на роль лёгкой закуски. И если на его поимку не нужно было затрачивать много сил, то хищник не упускал возможность полакомиться им. Не скажу, что такой тип приманки привлекал издалека. Как таковых акустических колебаний такая приманка не издаёт. И с расцветкой у неё «не всё в порядке», нет провоцирующих ярких «кислотных» тонов. Естественный цвет: тёмно-зелёный, фиолетовый, грязновато-бурый, чёрный и т.д. Остаётся только ароматный шлейф, но сомневаюсь, чтобы он чувствовался издалека. Оставалось только, подстроившись под обстоятельства, принимать «условия игры» и подбирать свой ключик к пассивной хищнице. Приходилось буквально прочёсывать каждый сантиметр дна в поисках пассивной зубастой и тут, как нельзя кстати, оказался спрятанный в теле приманки крючёк. Редкие коряжины и сплошной ковёр всевозможной подводной растительности сделали бы невозможной джиговую ловлю с незащищённым крючком. Нужно отметить, что это был не самый худший вариант и удовольствие от такой тонкой и деликатной ловли в сложных условиях я получал огромное.
В монтаже приманки не было ничего секретного. В зависимости от типа растительности и направления забросов я менял «техас» на «каролину», перемещаясь от границы тростника к свалу в глубину. Данный тип монтажа позволял буквально ощупывать каждый сантиметр дна с черепашьей скоростью, не особо опасаясь зацепов. Проходимость приманки по траве была практически стопроцентная, и я имел возможность облова любой перспективной точки с любого направления и на любом горизонте, варьируя вес пули и расстояние до приманки. Там, где участок был относительно незахламлённым и не заросшим травой, поклёвка выглядела как тычёк при обычной джиговой ловле. А вот там, где приманка постоянно контактировала с водорослями и коряжками, контакт с хищницей угадывался не сразу, а распознавался при попытке щуки прожевать и проглотить съедобного червячка. По шнуру в руку передавалась серия микрорывков и нечто похожее на лёгкую дрожь. Принципиально такая поклёвка сильно отличалась от ощущений при обычной джиговой ловли. Там всё просто – рывок, потяжка (или прижим), и незамедлительная подсечка. Если опаздываешь с подсечкой, дело обычно заканчивается порезанной резиной и досадой на самого себя. А вдруг только, что был упущен шанс побороться с самым главным трофеем сезона? Или всей жизни?
Шансы при ловле на обычный силикон я бы оценил приблизительно как 50/50. В случае со съедобной резиной я бы их оценил как «практически стопроцентная реализация поклёвки». Забавно было, через шнур, ощущать пальцами попытки щуки, не спеша проглотить лёгкую добычу. А когда, ближе к полудню, к щучьим поклёвкам добавилась азартная возня некрупного стайного окуня возле приманки, рыбалка превратилась в нечто невероятное. Бойкий 200 – 300 граммовый окунь буквально вырывал крупного силиконового червя друг у друга прямо изо рта, и все эти попытки отчётливо передавались прямо в руку! Ощущения немного притуплялись сильным ветром и довольно-таки высокой волной, но по количеству результативных контактов я опередил на порядок, находившихся на водоёме рыболовов, ловивших по классической схеме. Многие в тот день не увидели ни одной поклёвки. А может быть, не почувствовали? Кто знает. Со съедобной резиной при незацепляющемся монтаже я имел возможность облова всех приглянувшихся мест с минимальной скоростью (и весом груза) приманки на любом горизонте. Они же ловили в основном на более-менее свободных от растительности участках с явным перегрузом (и как следствие, высокой скоростью движения приманки). Так уж получилось, что сложились многие предпосылки для ловли именно этим способом и этими приманками. И их преимущество перед обычной резиной прослеживалось явно. Как вы поняли события той памятной рыбалки произошли лет пять тому, и за прошедший период я неоднократно прибегал к помощи необычной резины. Появился опыт и свои наработки в этом специфичном виде ловли. С ними-то и хочу поделиться.
А теперь поближе рассмотрим варианты монтажа и элементы снасти с некоторыми комментариями. Начнём разбирать снасть, двигаясь от приманки к самому удилищу.
Начнём с поводка, а точнее с поводкового материала. Использовать готовые поводки я перестал (за редким исключением) уже лет семь назад не только в этом виде ловли. Меня постоянно что-то не устраивало: то длинна не совсем подходящая, то арматура (вертлюжки, карабины) не соответствующая, то сам тросик не отвечал требованиям той или иной рыбалки. Поэтому теперь, имея в наличии поводковый материал разного плетения (1Х7, 7Х7), а соответственно и разной жёсткости, я изготавливал нужные мне поводки прямо на рыбалке или непосредственно перед выездом. Правильные вертлюжки и застёжки то же подбирал исходя из личных предпочтений и опыта для разных ситуаций. Такой наборчик занимает всего-то один маленький карман рыболовного жилета, а возможностей «маневра» прибавляет существенно. Для монтажа поводка нужно иметь под рукой только пассатижи и чёткий взгляд на то, каким должен быть поводок для той или иной ситуации. Процесс изготовления нужного поводка занимает от силы пять минут.

Так это я к чему? К тому, что поводки для подобной ловли я делаю таким образом, что бы можно было в течении очень короткого отрезка времени заменить груз-пулю на другую, изменить «техас» на «каролину». Как видно из фотографии диаметр отверстия в «пуле» чуть больше обжимной клеммы поводка и поэтому легко проходит до самого крючка.
Стопором для неё служит кольцо офсетного крючка с одной стороны, а с другой — привязанный к леске карабин. Причём «пуля» может свободно перемещаться по довольно-таки длинному
(около 40 см) поводку при поклёвке зубастой. При такой свободе основного груза, щука подвоха не чувствует и не выплёвывает приманку, а продолжает спокойно заглатывать её, давая нам больше времени для результативной подсечки.

А для того, что бы изменить вид монтажа с «техаса» на «каролину», мне достаточно просто перевязать карабин, предварительно пропустив основной шнур через грузило. Можно выдержать традиции полностью и дополнить груз бусиной и металлической шайбочкой. Но именно для щуки я считаю эти дополнения излишними и не имеющими никакой функциональной значимости. А вот при ловле окуня этими дополнениями пренебрегать не стоит.
По-поводу того, что же всё-таки насадить на офсетник, я бы не стал категорично настаивать только на имитации червей. Это могут быть и различные вариации на тему различных земноводных и беспозвоночных (ящериц, раков, каракатиц, обычных твистеров, рипперов, слагов и прочей съедобной живности). Как вы уже поняли, их собственная игра не имеет решающего значения. Но при вышеописанных условиях ловли было бы лучше, что бы это была всё-таки съедобная или хотя бы ароматизированная резина. Если таковой не имеется под рукой, то очень здорово выручает знаменитый Mega Strike.

Я довольно-таки скептически отношусь ко всем спиртовым аттрактантам, а вот этот продукт хотя бы визуально напоминает жир и запах очень похож на запах «съедобных червячков». Наверное, это психологический фактор, но при его применении мне кажется, что количество поклёвок существенно возрастает. Наношу я его на приманку непосредственно перед забросом и делаю «домашние» заготовки. Суть их состоит в следующем: в небольшой герметичный полиэтиленовый пакетик с замком выдавливаю из тюбика Mega Strike колбаску длиной 3-4 см, затем кладу туда же пять — семь силиконовых приманок и всё это дело тщательно переминаю пальцами, что бы гель равномерно распределился по приманкам. Потом пакетик закрываю, предварительно удалив воздух, и оставляю в рыболовном ящике. Проделываю эту процедуру я, как правило, зимой, заготавливая десяток таких пакетиков с разными приманками к сезону. Силикон отлично впитывает запахи и смазанные таким образом приманки сохраняют свой аромат очень долго даже в воде, во время рыбалки. Этим приёмом я пользуюсь третий сезон и некоторую «веру в приманку» он всё-таки даёт. А тут недавно на глаза попалась публикация в одном из рыболовных журналов, где точно таким же приёмом пользуется германский коллега – рыболов. Только он ещё советует предварительно обезжирить сами приманки при помощи обычного моющего средства для посуды. По мне, так эта процедура лишняя, но может кому-то в ней увидеться существенная составляющая процесса. Но радует тот факт, что я не одинок в своих «силиконово-атрактантовых заморочках» и в этом определённо есть какое-то рациональное зерно.
Продолжение статьи читать во второй части.
0 комментариев